Похождения в королевстве Камбоджа группы российских дайверов,
приглашенных Камбоджийским правительством для исследования и подъема исторических ценностей с
корабля, предположительно затопленного (или самостоятельно утонувшего) 600 лет назад в Сиамском заливе.
Состав группы:
Ныряющая часть:
Руководитель экспедиции – Бережная М.Н. |
Самый старший помощник руководителя — Полещук А. |
Старший помощник руководителя – Русланов П. |
Водолаз № 1 – Бадулин Г. | Водолаз № 2 – Евсеев Е. | Водолаз № 3 – Репников И. |
Неныряющая часть:
Они же – научный контингент экспедиции.
Академик — Таимян Б. | Академик – Пешков С. | Доктор «исторических» наук – Руссу С. | Доктор «фотографических» наук – Шагинян В. |
Излагается в хронологическом порядке.
14 апреля.
Подготовка и сборы. Что-то крутили и вертели пол-дня и часть ночи. В результате было получено как минимум по паре регуляторов
на человека плюс что-то в запас. Комплект подводной радиосвязи был опробован в ведре с водой. Что удивительно – работает! И связь отличная, и слышимость! Благо передающий орет непосредственно в ухо принимающему. Очень долго тестировали металлоискатели – один проще и легче, второй тяжелее, и опций накручено столько, что в ручках регулировок можно запутаться. Видимо используется для поиска залежей золота в земной коре. В результате тщательного поиска двухрублевой монеты положенной под лист газеты на стол, остановились на первом варианте (если будет металл — и так будет все ясно). Расстались далеко заполночь, объявив последний срок сбора назавтра в 10 утра.
15 апреля.
Полный «улет». Собрались, как водится пораньше, в пол-первого дня.
В три должна быть регистрация, в пять — синее небо. Быстро рассовали оборудование по сумкам, поплясав на них и попрыгав, весело огрузили багаж в «пепелац» и дружно тронулись в сторону «Домодедово». В аэропорту заглянули в магазин «безпошлинной» торговли табачно-ликеро-водочными изделиями с ценами, значительно превышающими цены любого столичного супермаркета. Пока ждали у стойки регистрации, подлетела стая вьетнамских девочек в красных халатиках и, быстро стала проходить регистрацию. Возник вариант — «Наверное с гастролей, какой-нибудь ансамбль песни и пляски». Сдав наши положенные 300 кг багажа на десятерых,
и протащив почти столько же в качестве «ручной» клади, мы достаточно успешно проследовали в самолет. Оказалось, что весь «ансамбль» — это бортпроводницы нашего самолета, что не помешало им скрасить весь наш полет качественным обслуживанием на борту авиалайнера «Боинг777» Вьетнамских авиалиний. Итак, наша веселая компания двинулась на юго-восток континента Евразия. Взлет и девять часов полета.
16 апреля.
Ханой. Аэропорт.
Не совсем выспавшиеся, не до конца протрезвевшие, слегка голодные российские граждане, по мере пробуждения, проследовали из самолета в аэропорт, где транзитных пассажиров встречала симпатичная вьетнамка, и, налепив на каждого этикетку “transit”, с гордостью
препроводила к стойке регистрации транзитников. После прохождения очередной регистрации, народ разбрелся по аэропорту. Время ожидания следующего вылета – 4 часа. Местное время — 3 ночи. Все закрыто. У вьетнамцев не принято работать круглосуточно. Допив все, что осталось, стали досыпать то, что не доспали.
Второй самолет оказался скромнее и носил ностальгическое название «Fokker70». Нам предстояло провести в этом чуде немецкой техники
как минимум еще часа два. Внутреннее пространство самолета полностью соответствовало названию времен Люфтваффе — теснота, полно народа, тюки, сумки и почему-то промежуточная посадка в Лаосе.
Пном-Пень (он же – столица Королевства Камбоджа). Багаж успешно получен, вытащен наружу и … представьте себе июльскую жару градусов за тридцать и только прошедшую получасовую грозу. В эту духоту мы вывалились из аэропорта. Быстро распихали сумки по машинам и загрузились сами. Все-таки кондиционер – великая вещь. Даже в отдельно взятом автомобиле. Нас ждала дорога, соединяющая столицу с побережьем. Точнее с городом Сианук Вилль (русская ранкрипция
местных названий может отличаться от оригинала – Прим. автора). По дороге во время коротенькой остановки подкрепились «чем бог послал» — пивом, ананасами и пр. Пейзаж за окном был однообразен — пальмы, коровы, деревни, мотоциклисты, мотоциклисты, отоциклисты… Манера езды местного населения заслуживает отдельного описания. А уж что можно перевезти на отдельно взятом мотобайке или автомобиле за один прием, — любой владелец подмосковной дачи обзавидуется. В «Жигулях» можно увезти в лучшем
случае половину, даже забив салон и оба багажника (включая крышу) под завязку. Количество народа, перемещающегося на оном средстве передвижения, также неограниченно и используется каждый выступ на котором можно стоять, сидеть или просто зацепиться и ехать на весу. Встречались мотобайки с весело едущей куда-то всей семьей из 5-6 человек. Причем самые младшие умудряются при этом еще и спать где-то у мамаши подмышкой. В качестве общественного транспорта используется агрегат с названием «тук-тук». Что это значит в переводе с местного — неизвестно. Представляет собой либо мотоплуг с приваренной к нему тележкой для навоза на которую поперек установлены пяток досок на которых и размещаются «пассажиры», либо переднюю часть мотоцикла с аналогичной тележкой сзади. Реально на нем перемещается человек 15-20 с крейсерской скоростью 20 км в час. Местное население почему-то предпочитает перемещаться «на броне», забив внутренности автомобиля всяким барахлом.Созерцая все эти местные прелести, мы добрались до цели нашей поездки – гостиницы “Snake house” с одноименным рестораном. Нас встретил хозяин этого заведения — Николай. Решив все бытовые вопросы ирастворившись по номерам (европейского уровня – с кондиционером, душем и прочими прелестями цивилизации), приведя себя в порядок после поездки, наша группа собралась в ресторане для выработки стратегического плана компании.
17 апреля.
Сианук Вилль
Для проверки снаряжения, привезенного оборудования, солености воды и прочее, был произведен чек-дайв в прибрежных водах. Температура воздуха, воды на поверхности и внизу около 30-32 градусов. Видимость оставляла желать лучшего, плюс сильное течение несло куда-то ошметки планктона. И ежи, ежи, ежи… Глубина — максимум 5 метров. Глубже- надо брать лопату и копать. Проверка оборудования прошла успешно, металлоискатель обнаруживал металл, связь работала. Через несколько минут разговора, в эфире начали проявляться посторонние звуки и фразы. Видимо, все подводные лодки близлежащей акватории «офигели» от такого засорения «водного» эфира. Посему мы быстренько ретировались на берег пока нас не торпедировали, и провели остаток дня в ресторане за поеданием супа c названием что-то типа «тамь-мьянм». Содержимое его по воздействию на организм подобно разрыву гранаты, из-за остроты ощущений.
18 апреля.
Остров короля (Кох Сдать)
Перемещение наше из Сианук Вилля на упомянутый остров сродни поездке всей деревней на одном тракторе (без прицепа) на ярмарку в соседнюю область. На катер, напоминающий отечественную «ракету» (но без крыльев), набилась половина местного населения. Вторая половина участвовала в проводах на пирсе. Загрузив наши «редикюли», — 26 штук 12-15 литровых и 4 транспортных баллона поверх уже уложенных тюков, ящиков, кур, птичьего гриппа, прочих пассажиров и, кое-как рассевшись на что еще можно было сесть, тронулись в путь. Солнце стояло строго над головой, поэтому пришлось активно применять все средства от загара, нагара, перегара и укрываться чем только можно. Путешествие прошло без экцессов и мы успешно добрались до домиков «Guest House», где нам предстояло провести несколько дней. Соседями по жилью, точнее уже проживающими в наших апартаментах, оказались гекконы, лягушки, жуки, пауки, и прочая живность, кишевшая повсюду. Из чудес цивилизации оказался только вентилятор и душ в стене. Местное население от мала до велика было настроено дружелюбно и постоянно высказывало любопытство. Мы оказались для них чем-то вроде бродячего цирка, приехавшего на гастроли со своим реквизитом. Все последующие дни не было минуты, чтобы не послышалось «хеллё» из каждого дома,мимо которого мы проходили. Все наши попытки научить местное население нормальному русскому языку успеха не имели, за исключением самого главного человека по «Guest House», предпринявшего попытку выучить несколько русских слов. Святослав угробил на него весь вечер и пол ночи и, по-моему, добился результата –человек стал говорить «спасибо-пожалуйста» и выучил название дней недели.
19 апреля.
Разведка боем.
Менталитет аборигенов внес свои коррективы. Местные жители никогда и никуда не спешат. Мы постепенно привыкали и становились такими же. Лодка, которая должна была доставить нас на место пришла только после обеда, и ни о каком выходе в море речи опять ни шло. Решено было отправить поисковую группу на катере местной полиции, а остальным заняться подготовкой оборудования и инвентаря. Поисковая группа никакого корабля на дне в указанной точке не обнаружила по очень банальной причине, выяснившейся на следующий же день: буй, обозначавший подводный объект, был переставлен доблестными кхмерскими военными, дабы никто (вьетнамцы и они сами) не мог умыкнуть часть предположительно!!! ценного груза, перевозимого 600 лет назад неизвестно откуда неизвестно куда и неизвестно кем. Оставшаяся на берегу «команда», обойдя все местные лавки, и, скупив годовой запас метизов, сетки, канистр, и прочих необходимых вещей пополнила благосостояние жителей острова долларов так на 10 за все вместе. Выход в море с людьми, точно знающими, откуда и куда перетащившими буек был назначен на завтра, и мы снова встретили вечер и закат в уютном ресторанчике не берегу. Местное население стало привыкать к нашему постоянному движению по «центральной» улице несколько раз за день в обоих направлениях. Понемногу начинало раздражать «хеллё». Скорее бы в море.
Немного об острове:
Количество проживающего на квадратном метре нашего острова местного населения учету не поддается. Все время в домах, которые своей передней частью выходят на улицу и служат магазином, тусуется народ, дети и собаки, количество и разнообразие пород которых также не поддается подсчету. Из промышленности – заводик по производству льда. Плюс два автомобиля-грузовичка для его развозки. Добыча морепродуктов, для сохранения которых и нужен производимый лед. На побережье живописно расположились «виллы», наверное, не самых бедных жителей, или наоборот… Люди доброжелательны, приветливы и ООООЧЕНЬ медлительны. Заказав в ресторане что-то на обед, желаемое получаешь на ужин. Поэтому из ресторана можно никуда и не ходить. Благо море рядом, чем мы постоянно и пользовались. Вместо холодильника в ресторане стоял огромный желтый короб со льдом и напитками внутри. Он был опустошен наполовину после небольшой четырехчасовой посиделки в ожидании заказанного ужина. Кроме созерцания тропического моря, каботажного флота в прибрежных водах и периодического окунания заняться было решительно нечем. Сия идиллия напомнила нам рекламу «баунти» на родимом ТВ.
20 апреля
Разведка боем.
Попытка номер 2.
Наконец-то мы загрузились на посудину, которая была переоборудована из кальмароловки в судно по временному хранению исторических ценностей очень древнекхмерской цивилизации. Этой «рухлядью» – историческими ценностями — была завалена большая часть палубы, и нам с трудом удалось разместить оборудование и снаряжение. Часть группы отправилась на скоростном катере для проверки – есть ли все-таки на дне остатки этого пресловутого древнего корабля и разведать, как могут обстоять дела с заправкой баллонов на корабле охранения. Дела были плачевны, ибо нормальный компрессор — Bauer — был убит насмерть и попытка его использования, могла бы привести к дополнительным потерям среди нашей команды. Дома нас ждал компрессор, но какой и в каком состоянии мы не знали. Отнырялись, расставили периметр вокруг корабля, оставили оборудование на кораблике и поехали «домой». Езда на полицейском катере с тремя движками по 200 лошадей каждый по легкому волнению на море оставила след в наших душах, телах и особенно тех местах организма, которыми мы пытались удержаться на месте. В последующие несколько часов было два комфортных положения – стоя и лежа (исключительно на животе). Вечер, пляж, ресторан. Все как обычно.
21 апреля.
Море. Прибыв на место погружений, обнаружили какое-то «странное» несоответствие в расположении установленных буйков. Наша настороженность оказалась не напрасной, так как местные «мореходы» решили ночью снять буек, заметающий следы в предыдущий день, а заодно сменить якорную стоянку. В результате чего собрали в один большой пучок все наши веревки. Все пришлось повторять заново. По мере возвращения стали понемножку прихватывать с собой всяческие раритеты со дна. Наш научный конгломерат в составе двух академиков, и двух докторов различных наук оценил наши потуги хоть что-то «урвать» из пучины как полную рухлядь, не имеющую исторической ценности. Группа ныряльщиков сочла себя обиженной и разгорелся жаркий научный спор об исторических ценностях, кхмерской цивилизации и истории мира в общем. Победила дружба, разбавленная крепким рукопожатием и горячительными напитками. Воздух катастрофически подходил к концу. Ныряли на остатках, предварительно протестировав все имеющиеся баллоны. Компрессор, на которого мы возлагали большие надежды, несмотря на его лилипутские размеры, не оправдал себя. Но он был абсолютно ни при чем. Просто он оказался трехфазным, а где взять в чистом море три фазы мы так и не нашли… Собрав все баллоны, компрессор и себя любимых, мы опять возвращались домой. На этот раз часть нашей компании предусмотрительно разместилась в «базе» катера, поэтому последствий быстрой езды на телах не обнаружилось. Дома нас ждал ужин, три фазы и груда пустых баллонов с компрессором, основной задачей которого из-за его размера и производительности могла быть только накачка воздушных шариков на детском утреннике. Собрав найтроксную мешалку, мы посвятили остаток времени до восхода (именно восхода) солнца забивке баллонов, установив посменное дежурство.
22 апреля
Остров.
Наутро почти все баллоны были забиты и мы в предвкушении предстоящей нырялки отправились на завтрак. Там же выяснилось, что у катера кончился бензин, наступило всеобщее обледенение, а все птицы улетели зимовать в Антарктиду. То есть не будет нам ни белки, ни свистка. Последующий остаток дня был посвящен нормальному времяпровождению нормальных отдыхающих. Пляж, море, солнце, ресторан. Местные «горячительные» напитки при 35 жары….. Неужели так можно отдыхать??? Не нагрузив себя двумя-тремя пудами оборудования? Оказывается можно, чем мы успешно воспользовались и любовались местными красотами, наслаждались теплым морем без прослойки гидрокостюма, постреливали рыб в прибрежных водах. На всеобщем совете было принято решение о возвращении на материк. Ночью шел дождь. Нет не дождь. С неба лился водопад. Море слилось с небом, добавив молний и грохота. Уснуть не представлялось возможным. Сходить друг к другу в гости аналогично – по дороге можно было потерять ориентировку, и никакой компас бы не помог. Наутро никаких следов потопа обнаружить не удалось. Видимо, вся вода просто стекла с острова в море.
23 апреля
Материк.
Обратная поездка на катере аналогичной конструкции была намного приятнее, поскольку «на броне» почти никого не оказалось, и все верхнее пространство занимала наша компания в совокупности с группкой то ли англичан, то ли ирландцев плюс пяток местных а-аборигенов. Мы решили воспользоваться погожим деньком и солнышком, чтобы добрать загара. Добрали. Ожоги 1 и 2 степени, как минимум, и бессонные ночи, как максимум. Разгрузка и перемещение в гостиницу прошли обычным порядком. Далее опять мы чувствовали себя нормальными отдыхающими. Взяв напрокат мотобайки, всем коллективом поехали покорять местные просторы, изучать жизнь местного населения, в том числе и ночную. Посетили местную дискотеку в порту, оказавшуюся обычным борделем с полным набором соответствующей атрибутики. Цены, однако, приятно удивили, — не Москва и даже не Химки.
24 апреля
Сианук Вилль
День был посвящен поиску сувениров для родных, знакомых, не знакомых, знакомых не очень, друзей и коллег по работе. А также лечению ожогов и прочих проблем от «солнечных» ванн. И обычному отдыху (без проявления на солнце), к которому мы как-то уже постепенно привыкли. Море, пляж. Уже не верилось, что бывает по-другому. Объехав город вдоль и поперек, облазив все лавки продажи ракушек, сувениров и прочей атрибутики, провели остаток дня за заключительным ужином, плавно перетекающим из одного места в другое. Остаток вечера и ночь были посвящены сборам и попытке рассовать то, что по глупости накупили, в сумки, забитые оборудованием до отказа. В результате форма сумок не поддается описанию, а вес — взвешиванию.
25 апреля
Расставание.
Так получилось, что наша группа разделялась. Часть возвращалась домой, часть задерживалась еще на несколько дней. Оставшиеся времени не теряли: пока мы тряслись по дороге в Пном Пень, а затем в пресловутом «фоккере» во Вьетнам, ребята посетили местные достопримечательности – Пномбакор, водопады, джунгли. Пообщались с обезьянами. Осмотрели пагоды. Пном Пень же произвел на избалованных «европейцев» шок. Так не ездят нигде! Даже в Азии за такую езду убили бы через пять минут. Какой ряд по-нашему, по-русски, — «крайний левый»? Правильно, – первый на встречной полосе. Там «крайний левый» заканчивается на встречной обочине, но они умудряются разъезжаться друг с другом и не создавать пробок. При этом, не спасают от броуновского движения во всех направлениях одновременно, ни бетонные разделители, ни двойная разметка, ни светофоры. Посетили местный рынок. Кхмерский. Очень похож на московский «вьетнамский». Исключение только в том, что в Пном Пене (или Пне) на рынке продают все – еду, одежду, мебель, домашних животных и много еще чего. Попдежду, мебель, домашних животных и много еще чего.еменно ни тка и светофоры.ом без экцки узким проходам ездят на мотобайках, но никого не давят. Цены приводят в восторг. На 100 условных американских рублей можно одеть всю семью, начиная от прадедушки и заканчивая троюродным племянником двоюродной тети.
26 апреля
Москва.
Описывать превратности пути Афанасия Никитина при возвращении на Родину нет необходимости. Путь, протяженностью в 8000 км и 27 часов закончен. Мы дома. В Домодедово мы резко выделялись на фоне пассажиров своим «окрасом» и облезающей «шкуркой». Таможенник безошибочно определил в нас дайверов, выслушал наш восторженный рассказ, и пропустил, ничего не спросив и не проверив. Наш человек. На стоянке нас ждал надежный и проверенный «пепелац», который и вернул нас в привычный мир московских пробок, разговоров о произошедших событиях, погоде и прочем. Поездка завершилась. Но королевство и покоящийся на дне моря корабль уже ждут нашего возвращения. Впрочем, не только они………….
(© Zet, Москва 25.05.2006)