Секреты экономии воздуха во время подводного плавания.

Вы расходуете воздух быстрее, чем ваш напарник? У нас есть несколько советов для вас.

Вы всегда расходуете свой запас газа быстрее, чем другие дайверы в группе? Вам часто приходится заканчивать погружение раньше остальных? Что происходит? И что вы можете с этим поделать?

Главное, вы должны перестать корить себя за это. Люди разные. Те, у кого более медленный метаболизм, при прочих равных условиях будут потреблять меньше кислорода. Миниатюрным дайверам нужно меньше энергии, чем большим, чтобы плыть вперед, поэтому они также потребляют меньше кислорода. Природа не распределяет свои дары поровну, и вы, возможно, никогда не будете самым скромным поглотителем воздуха на лодке.

С другой стороны, большинство из нас может сократить потребление газа и, таким образом, продлить время погружений. Мы можем стать лучше, даже если мы не можем быть лучшими. Как правило, дайверы расходуют воздух одним или несколькими из следующих трех способов:

  • Теряя его до того, как он попадет в их легкие, благодаря пузырящим октопусам и изношенным уплотнительным кольцам.
  • Используя больше энергии, чем необходимо. Использование энергии означает использование воздуха, потому что кислород необходим для сжигания калорий, из которых вырабатывается энергия. Каждое ненужное усилие стоит вам лишних бар в баллоне.
  • Получая меньше пользы от каждого вдоха. Когда дайверы дышат неэффективно, они обменивают меньше кислорода на углекислый газ с каждым вдохом, поэтому им нужно сделать еще один вдох раньше.

Вот 18 способов «растянуть» баллон на большее время дайва, которые стоит попробовать, начиная с очевидного первого шага.

Устраните небольшие утечки

Даже крошечная струйка пузырьков из уплотнительного кольца или кнопки инфлятора будет длиться более 40 минут и, кроме того, может быть признаком более серьезных проблем. Вы думаете, что у вас нет утечек? У вас есть глаза на затылке? Попросите вашего напарника осмотреть вас сзади, чтобы быть уверенным. Маска, которая не герметична, — это еще один вид утечки, в которую нужно постоянно вдувать воздух, чтобы удалить воду. Кроме того, это еще и источник стресса, который без необходимости увеличивает частоту дыхания и тем самым снижает его эффективность. Легко ли ваш октопус встает на фри-фло? Это может привести к быстрой потери большого количества воздуха. Настройте регулировки Вентури и крепите его на снаряжении так, чтобы загубник был направлен вниз.

Ныряйте больше

Неопытные дайверы отличаются тем, что с бешеной скоростью сжигают запасы воздуха. Причина — тревога. По понятным причинам начинающий ныряльщик нервничает, и автоматическая реакция его организма на опасность заключается в повышении метаболизма, частоты сердечных сокращений и частоты дыхания. Это запрограммировано, тело набирает обороты, чтобы быть готовым к бою или бегству, хотя в результате много воздуха проходит через его легкие, но не полностью используется, а просто выбрасывается в океан.

Возможно, вы не новичок в нырянии, но если вы не погружаетесь почти каждую неделю, это все равно непривычное занятие, и ваше тело не так счастливо, как вы, опуская голову под воду. Ныряйте больше — ваш организм привыкнет к этой мысли, и вы будете меньше дышать.

Дополнительные занятия

Практически любое занятие (в бассейне или открытой воде) снизит потребление газа, просто заставив вас чувствовать себя более опытным и, следовательно, увеличит  комфорт пребывания под водой. Но лучшим выбором, вероятно, является занятие по улучшению контроля плавучести. Когда вы освоите его, вы сможете контролировать свою глубину в основном с помощью легких. При этом вы не выпускаете этот ценный газ в свой компенсатор плавучести, а затем выбрасываете его в океан. Самое главное, теперь вы можете забыть (почти) о механике дайвинга, дрейфовать как рыба и расслабиться.

Больше сна, меньше вечеринок

Хорошо отдохните в день погружения. Усталость — это стресс. Если вы начинаете погружение уже уставшим, ваше тело должно работать больше, чтобы преодолеть дополнительную нагрузку, поэтому вы дышите тяжелее. Похмелье — это тоже стресс. Вам может казаться, что вы трезвы утром, но на самом деле алкоголь и другие излишества влияют на вашу физиологию на следующий день. Как сказал инструктор SSI Джим Брюнинг: «Ваше тело делает то, что говорит ему ваш разум. Если вы хорошо выспались, ваше тело и разум будут намного более расслабленными, намного спокойнее».

Приходите загодя

Если вы опаздываете на лодку, бежите за снаряжением на борт, беспокоитесь о суровых взглядах дайверов, прибывших вовремя, застряли при получении снаряжения в дайв-центре и вообще весь день играете в догонялки, вы обеспечиваете себе ненужную усталость и умственное напряжение. Вы начинаете день, тяжело дыша, и никак не можете успокоиться. С другой стороны, если вы пораньше подниметесь на лодку, своевременно подготовитесь и вовремя отправитесь на инструктаж по погружению, вы сбережете свою энергию, почувствуете себя уверенно и расслабленно, а ваше дыхание останется более медленным.

Плавайте медленно

Затраты энергии на скорость даже больше, чем вы думаете, потому что это экспоненциальная функция, пропорциональная квадрату скорости. Таким образом, плавание в два раза быстрее требует в четыре раза больше энергии и воздуха. Но верно и обратное: плывя вдвое медленнее, чем обычно, и вы будете использовать только четверть воздуха.

 

Держитесь повыше

Это снова физика. Поскольку ваш регулятор должен подавать воздух под тем же давлением, что и окружающая вас вода, полный вдох на глубине 10 метров (две атмосферы) требует в два раза больше воздуха из вашего баллона, чем такой же вдох на поверхности. На глубине 30 метров (четыре атмосферы) требуется в два раза больше, чем на глубине 10 метров.

Вы абсолютно ничего не можете с этим поделать, кроме как не погружаться глубже, чем это необходимо. Если вы совершаете переход по неинтересной песчаной равнине, чтобы добраться до края рифа, плывите на глубине 7 метров вместо 15-ти, и вы сэкономите воздух.

Минимизируйте количество грузов

Если у вас слишком тяжелый груз-пояс, вам нужно накачать больше воздуха в компенсатор плавучести, чтобы оставаться с нулевой плавучестью. Надутый BCD имеет большие габариты и требует больше энергии и кислорода, чтобы протолкнуть его через воду.

Дополнительные три килограмма свинца означают, что ваш компенсатор плавучести на без малого четыре литра больше, когда он надут до нейтральной плавучести. Представьте себе дополнительные усилия, связанные с необходимостью толкать кувшин с водой размером четыре литра по воде.

Отрегулируйте подвеску

Если ваше тело находится в воде горизонтально, когда вы плывете вперед, ваши ноги в ластах проходят через «дыру» в воде, образованную вашей головой и плечами. Вы будете меньше возмущать воду и расходовать меньше энергии и воздуха.

Однако многие дайверы плавают, держа ноги ниже туловища, а голову выше. Отрегулируйте ремни, передвиньте груза на поясе с бедер поближе к  спине или переместите часть свинца из грузовых карманов компенсатора плавучести на баллон.

Добивайтесь нейтральной плавучести

Всегда быть абсолютно нейтральным — это ключ. В противном случае, если вы немного тяжелее или легче, вы постоянно используете ласты (и воздух), чтобы поддерживать постоянную глубину. Если вы не нейтральны, вы не можете «парить».

Оптимизируйте свое снаряжение

Все быстро плавающие рыбы имеют гладкую кожу с небольшим количеством выпуклостей или без них. Это сводит к минимуму сопротивление, поэтому они могут плавать с наименьшим потреблением энергии и кислорода. У дайверов, напротив, шероховатые, извилистые обводы со всевозможными насадками от баллонов до свистков. Все, что мешает потоку воды протекать мимо вашего тела, создает сопротивление и расходует воздух.

Старайтесь подражать рыбе. Например, если вам не нужен фонарь во время конкретного погружения, не берите его. Если вам что-то нужно, постарайтесь спрятать это в карман, а не вешать на D-образное кольцо. Снимите трубку с маски и привяжите ее к ноге или спрячьте под компенсатором плавучести, или купите складную трубку, которая помещается в карман. Укоротите слишком длинные шланги. Прикрепите консоль близко к телу. Подберите свое снаряжение в соответствии с условиями: вам не нужен большой компенсатор плавучести с подъемной силой 40 фунтов в тропиках.

Оптимизируйте свои движения

Держите руки близко к телу. Выпрямите ноги и держите их как можно ближе друг к другу, насколько позволяют ласты. Наносите удары короткими движениями, чтобы ласты оставались в пределах завихрений потоков воды от вашего тела. Некоторым ластам требуется более широкий ход, поэтому вам придется идти на компромисс между эффективной тягой и обтекаемостью. Но обычно лучше делать быстрые и не широкие движения ластами, чем медленные и размашистые.

 Дышите глубоко

Любой кислород, взятый из вашего баллона, но не впитавшийся в кровоток, теряется. Это тот случай, когда вы делаете короткие, неглубокие вдохи. Большая часть вдыхаемого вами воздуха заполняет ваше горло и бронхи, но не достигает легких, прежде чем быть снова выброшенным. Вам приходится сделать еще один неглубокий вдох раньше, потому что вы не получили большой пользы от первого вдоха, и много воздуха тратится впустую.

Вместо этого постарайтесь глубоко вдохнуть, полностью заполняя легкие с каждым вдохом. Более глубокий вдох приносит воздух в большее количество крошечных «воздушных мешочков» ваших легких (альвеол), где происходит газообмен. Это также добавляет больше свежего воздуха к объему «мертвого воздуха», который остался в ваших легких, горле и рту от предыдущего вдоха, поэтому смесь становится богаче. Когда большее количество альвеол наполняется более свежим воздухом, газообмен становится более эффективным: из поступающего воздуха извлекается больше кислорода и выделяется больше углекислого газа. Хотя при каждом вдохе используется больше воздуха, вы будете делать меньше вдохов, и в результате будет использоваться меньше воздуха. Короткие, неглубокие вдохи более часты и менее эффективны.

Выдохните также полностью, чтобы выпустить как можно больше углекислого газа. Все, что не выдыхается, представляет собой насыщенный углекислым газом «мертвый» воздух. При следующем вдохе мертвый воздух — вместо свежего воздуха — частично заполняет ваши легкие. Желание сделать следующий вдох вызвано не недостатком кислорода, а избытком углекислого газа, поэтому вы снова начинаете вдыхать раньше. С другой стороны, глубокий выдох продлевает время до того, как вы почувствуете потребность во втором вдохе.

Дышите медленно

Вы расходуете значительное количество энергии только на то, чтобы дышать, всасывая воздух и снова выталкивая его. Чтобы вдохнуть, вы должны открыть клапан подачи на второй ступени и втянуть газ через горло в легкие. Каждый сантиметр на пути и каждый угол поворота газового потока означают трение и турбулентность. И то, и другое увеличивает усилие, которое вы прилагаете при обычном дыхании, и уменьшает количество газа, которое на самом деле попадает в ваши легкие. Трение и турбулентность неизбежны, но их количество резко возрастает, когда вы пытаетесь дышать быстро — точно так же, как быстро движущаяся лодка создает больший след. Проблема усугубляется по мере того, как вы погружаетесь глубже, потому что газ становится гуще — это все равно, что пытаться сосать молочный коктейль вместо воды через соломинку.

Так что не форсируйте дыхание. Попробуйте сделать долгий медленный вдох, пока ваши легкие не наполнятся, затем сделайте долгий медленный выдох, пока они не опустеют. В ваши легкие попадет больше воздуха, он проведет там больше времени, заменяя «хорошим» «плохое», и вы потратите меньше энергии, толкая воздух вперед и назад.

Обновите свое снаряжение

Своевременно обновляйте свой регулятор и рассмотрите вариант устройства с меньшей работой дыхания, особенно если вы часто ныряете глубоко. Тесты ScubaLab показали, что работа дыхания, требуемая некоторыми регами, может быть в три раза больше, чем у других, и даже больше. Регулятор «тяжелого дыхания» не только требует больше энергии и, следовательно, кислорода только для того, чтобы работать с ним, но и трудности с дыханием повышают уровень беспокойства и частоту дыхания. Таким образом, он увеличивает расход газа сразу по двум обстоятельствам.

Держите себя в форме

Два человека поднимаются по лестнице. Наверху один «пыхтит и пыхтит», а другой нормально дышит. Тяжело дышащий получает больше кислорода, но он тратит впустую много из того, что вдыхает, потому что дышит так быстро, что у него мало времени для газообмена. Это позволяет восстановить дыхание и тоже имеет право на существование на суше, где доступ воздуха не ограничен.

Дайвинг может быть на удивление утомительным, потому что вода намного плотнее воздуха. Плывя против течения, нетрудно поднять свое дыхание до очень расточительной скорости «пыхтения». Но даже гораздо более низкие уровни нагрузки заставят вашу частоту дыхания увеличиться. Как скоро и насколько она поднимется — зависит в основном от вашей аэробной подготовки. У дайвера в лучшем состоянии влияние на увеличение нагрузки будет меньше, поэтому он будет использовать меньше воздуха. Помимо этого, обычно набор физической формы приводит к похудению и достижению более обтекаемой формы.

Оставайтесь в тепле

Даже теплая вода оказывается холодной, когда вы в нее погружаетесь во время дайвинга, потому что, если она холоднее 36 градусов, она отводит тепло от вашего тела с удивительной скоростью. Тепло – это энергия, которая должна быть заменена метаболизмом с использованием кислорода. Переохлаждение также вызывает психическое напряжение, которое часто незаметно для вас увеличивает частоту дыхания. Поэтому необходимо использовать костюмы, соответствующие температуре воды, в которую погружаетесь.

И просто расслабьтесь

«Соревнование», кто использует меньше воздуха, может само по себе стать проблемой, когда дайверы связывают низкое потребление газа с навыками ныряния, добродетелью и правом занимать место на лодке. Это один из вариантов «бега по кругу»: вы беспокоитесь о том, что используете больше воздуха, чем ваш приятель, что вызывает стресс, который учащает ваше дыхание, и поэтому вы на самом деле используете больше воздуха.

На самом деле, более высокий уровень потребления воздуха может быть вызван многими причинами, некоторые из которых можно исправить, а некоторые нет. Само по себе это значит чуть меньше, чем ничего, и никого не касается, кроме вас и, возможно, вашего приятеля, который, как мы надеемся, не собирается испортить вам день. Поэтому, если вы хотите уменьшить потребление газа, неспешно работайте над уменьшением количества требуемых грузов, контролем плавучести, улучшением физической формы и осанки в воде, плавным движением, медленным дыханием и расслаблением. Да и просто забудьте об этом. Ныряйте! Только это поможет.

www. https://www.sportdiver.com/